Огонь Кавказа
Известный азербайджанский поэт Сулейман Рустам писал: «Хочешь увидеть земной рай — в Азербайджан приезжай!» И большинство азербайджанцев с ним согласятся, потому что в этой стране уникально практически все: история, культура, природа и сами люди.
КУЛЬТУРНАЯ МОЗАИКА
Как Москва — не вся Россия, так и Баку — это лишь малая часть Азербайджана. Несмотря на то, что в столице сосредоточена большая часть 10 миллионного населения страны, знакомство с местным колоритом лучше начать с древнейшего села Хыналыг, расположенного на высоте 2200 метров над уровнем моря.
К обязательному для посещения в Кубинском районе страны относится также Красная Слобода, в которой компактно проживают горские евреи страны.
ГОСТЕМ БУДЕШЬ!
Азербайджанцы — очень гостеприимный народ. Пришедшему в гости оказывают ряд почестей — как минимум напоят чаем с традиционными сладостями: халвой и пахлавой. Чаепитие — процесс, который не терпит спешки, в Азербайджане считают, что именно в чае сосредоточена вся необходимая энергия и сила. Чайные можно встретить в любом поселении, они распространены в стране не меньше, чем у нас — кофейни.
КОВРЫ И ШЕЛКА
Несмотря на современное оснащение ткацких фабрик и применение высоких технологий, в Азербайджане до сих пор сохранилось ручное производство ковров. На создание отдельных произведений искусства у мастеров могут уйти месяцы и даже годы! Из нескольких миллионов узелков получается неповторимый узор, сделанный золотыми руками. Каждый регион отличается своими узорами и орнаментами. Сегодня существует несколько школ ручного ковроткачества : Карабахская, Кубинская, Ширванская, Борчалинская (Грузия), Тебризская (Иран- так называемые персидские ковры), Дербентская (Россия).
Шеки является центром шелкоткачества на Кавказе. За уникальными вещицами из шелка до сих пор едут в Шеки — здесь производят шелк уже более семи столетий. На предприятиях города повсеместно используют только натуральные нитки и краски. Именно здесь в ХIХ веке была построена крупнейшая в мире шелкопрядильная фабрика. Волею судеб Шеки стал одним из связующих звеньев Великого шелкового пути. Считается, что историю развития шелковой промышленности Азербайджана можно «прочесть» по Дворцу Шекинских ханов: ажурные окна этого здания, построенного без использования гвоздей, покупали в Италии в обмен на шелк.
Именно Шеки считается старейшим кавказским поселением: здесь сохранилось множество памятников истории и архитектуры, к примеру, знаменитые караван-сараи. Поселившийся в караван-сарае купец мог чувствовать себя в полной безопасности: проживая на втором этаже гостиницы, постоялец хранил товар в подвале, а на первом этаже торговал им. Площади построек ХVIII века, дошедших до наших времен, впечатляют: более 6000 квадратных метров! В шекинских караван-сараях для купцов и ремесленников было приготовлено порядка 200 комнат, а активную торговлю обеспечивали открытые с нескольких сторон ворота. Вечером такие постоялые дворы становились настоящими неприступными крепостями. В городе их было пять, один до сих пор доступен для туристов не только как достопримечательность, но и как гостиница.
РОДИНА НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ
Низами Гянджеви — поэт ХII века — родился в Азербайджане. Его поэзия на протяжении веков влияла на весь персоговорящий мир, а также была известна далеко за его пределами — отголоски творчества этого азербайджанского поэта специалисты находят у Шекспира и Гёте. В родном городе Низами Гяндже — втором по величине городе страны — находится его мавзолей. Сокровищница поэзии Гянджеви представлена так называемой Пятерицей (Хямся), состоящей из пяти восточных поэм. Одной из которых является поэма о Лейли и Меджнуне, трагической любви молодых людей. Это произведение легло в основу многих последующих творений европейских поэтов.
Помимо этого Гянджа славится и современными достопримечательностями, среди которых есть довольно необычное сооружение — статуя из спичек — на ее изготовление у автора ушло больше года и 3500 спичек.
Другое интересное сооружение, украшающее облик города, — «Бутылочный дом», построенный бывшим военным в память о солдатах, погибших в Великой Отечественной войне. Для возведения этого двухэтажного здания потребовалось 20000 бутылок, скрепленных специальным раствором. Благодаря солнечным лучам на его стенах проявляются слова, мозаики и даже портреты. Как ни странно, в этой достопримечательности живут люди, предоставляющие здание посетителям для осмотра абсолютно бесплатно.
СИЛА ВОЛИ И ДУХА
Самые ранние упоминания об азербайджанской борьбе гюлеш, ставшей сегодня визитной карточкой страны, встречаются как раз в поэзии Низами Гянджеви, прославлявшего народных борцов пехлеванов. Из непрофессионального состязания на потеху местных жителей гюлеш постепенно превратилась в традиционный вид спорта. Теперь уже противники не валяются в пыли прямо под ногами публики — для состязаний по гюлешу в Баку и других крупных городах были построены специальные спортивные дворцы с ареной для боя и амфитеатром для зрителей, называемые зорхана.
В современном Азербайджане эти древние соревнования, в которых побеждает физическая сила, помноженная на твердость духа, пользуются большой популярностью.
КТО ДЕВУШКУ СВАТАЕТ, ТОТ ЕЕ И ТАНЦУЕТ
Народная танцевальная культура Азербайджана уходит корнями в обрядовые пляски и жертвоприношения. Множество современных танцев в стране посвящено приходу весны, хорошему урожаю, наступлению дождей или солнечной погоды.
Стиль национальной одежды диктует движения танцоров. К примеру, девушки, традиционно наряженные в широкие юбки до пят, в основном танцуют верхней частью тела: головой, плечами, руками и талией. Мужчины же, наоборот, исполняют удивительные пируэты ногами, не задействуя корпус.
Традиционный танец азербайджанцев состоит из трех частей: медленная ходьба по кругу, остановка и быстрая экспрессивная круговая ходьба. Наиболее старые танцы названы в честь представителей животного и растительного мира — например, «джейрани» (газель) или «беневше» (фиалка). Они, как правило, рассказывают историю войны и любви.
Кстати, со стрелами Амура в Азербайджане не все просто. Существует целая процедура классического сватовства, которая обычно растягивается на несколько месяцев. Сначала сваты узнают, не возражают ли родственники невесты, если к ним придут свататься. Потом происходит малое сватовство, во время которого отец девушки, как и сама девушка, не дают четкого ответа. Молчание невесты в этот момент означает согласие, и если сторона невесты также не против, то подается сладкий чай. После малого сватовства, посовещавшись всей семьей, пригласив на обед по этому случаю близких родственников, глава семейства принимает решение о непосредственном сватовстве. На этот раз невесту уводят из дома, а ее близкие встречают дорогих гостей и официально узнают о намерениях жениха. Лишь спустя месяц. Главным культовым элементом положительного ответа родителей невесты является просьба отца невесты, адресованное своей супруге, угостить гостей сладким чаем.
ВРЕМЯ ВЕСНЫ И ОГНЯ
21 марта в Азербайджане отмечается великий праздник Новруз. Этот день считается началом нового года, наступлением весны. За месяц до Новруза азербайджанцы провожают старый год, проводя различные обряды каждый вторник. По народным поверьям в первую неделю обновляется вода в реках, во вторую — огонь, в третью — земля, а на четвертую начинают набухать почки на деревьях. С празднованием самого главного дня в году связано множество ритуалов: обливание водой, чтобы смыть все плохое, прыжки через костер, приготовление пшеничной каши (именно она гарантирует плодородие почвы), конечно же, угощение гостей вкуснейшим обедом и колядование — дети в Новруз подбрасывают шапки papag atdi к дверям домов и стучат. Хозяева жилищ кладут в головные уборы орешки и сладости. Также существует обычай — дарить друзьям и соседям праздничный поднос — хончу. На него укладывают лакомства, сухофрукты, орехи, куриные окрашенные яйца, сямяни (пророщенная пшеница или ячмень на тарелке) и свечи. Этот поднос нельзя возвращать пустым, считается, что так можно лишиться достатка. В ответ необходимо также наполнить хончу угощениями в соответствии со своим вкусом и финансовыми возможностями.
Некоторые традиции встречи весны в Азербайджане стоит отметить особо: в первую ночь нового года во всех домах страны открыты двери в ожидании гостей и повсюду горит свет — он символизирует благополучие. Кроме этого, на крышах домов обязательно зажигают факелы: столько, сколько в семье проживает людей.
Вообще огонь очень символичен для азербайджанцев и «пылает» даже в названии страны: согласно народным преданиям, слово Азербайджан означает «место, охраняемое Богом огня». Действительно, горящая земля здесь — явление природы, можно сказать божественное, к которому человек своей руки не прикладывал. Природный газ на Янар Даге, что в переводе означает «горящая гора», загорается самостоятельно, выходя на поверхность, — это происходит уже не одно тысячелетие в любое время года. Научные объяснения о появлении неугасаемых костров не удовлетворяют паломников со всего мира, которые все еще верят в чудеса, — они, как и местные жители, поклоняются горе и считают ее священной. Неотьемлемым элементами Новруза является Сямяни — зеленые ростки пшеницы, а также хонча — разукрашенный медный поднос с горящими свечами, сладостями, хурмой и другими разными вкусняшками.
Автор: трэвел-журналист Лана Васильева.
Всего комментариев: 0