Вековые традиции и разнообразие азербайджанских ковров

22 декабря, 2019

Азербайджан издавна славится своими великолепными коврами ручной работы. Эти яркие, колоритные полотна — произведения искусства, способные украсить любое помещение и наполнить его тёплой атмосферой Востока.

Ковер начала 19 века. Экспонат Музея азербайджанского ковра в Баку

К коврам азербайджанцы относятся с особым трепетом, наделяя смыслом не только каждую деталь узора, но и цвет используемых нитей. Как и много лет назад, лучшие изделия сегодня ткут вручную по старинной технологии, заключающейся в определённой затяжке петель. Узоры имеют исключительно природные оттенки. Образцом служат рубиновые гранатовые зёрна, золотая айва, яркий шафран и разноцветный виноград.

Примечательно, что мастера окрашивают нити для азербайджанских ковров исключительно натуральными красителями. Их изготавливают по старинным рецептурам. Такой способ окраски позволяет придать шерстяным волокнам неповторимый блеск и яркость, не изменяя их структуры.

История азербайджанских ковров

История азербайджанских ковров уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые упоминания о них датируются II тысячелетием до нашей эры. Ремесло ковроткачества передавалось из поколения в поколение. Поначалу это были безворсовые изделия, применяемые в качестве покрывал, подстилок и занавесов.

Бытовое предназначение первых ковров сказывалось и на выборе материала для их изготовления. Поначалу это были шерстяные или хлопковые нити. Шёлковые изделия впервые появились в III−VII веках. Для придания узору особой изысканности некоторые мастера использовали золотые и серебряные нити.

Азербайджанские ковры всегда ценились не только за красоту исполнения, но и за качество. В VIII−XIV веках их стали поставлять в зарубежные страны в колоссальных объёмах. Изделия снискали большую популярность, они использовались для украшения интерьера и нередко становились частью сюжета картин великих художников: Ганса Мемлинга, Карло Кривелло, Ганса Гольбейна и других мастеров того времени.

К XIX веку слава об азербайджанских коврах дошла и до стран Востока. Сегодня эти изделия ручной работы популярны во всём мире. Это ценный сувенир, который долгое время будет напоминать о тёплом и гостеприимном Азербайджане.

Виды азербайджанских ковров

Все азербайджанские ковры можно разделить на две большие группы: безворсовые и ворсовые. В первую, самую древнюю, входят такие разновидности, как:

  • Килим — обычно двухсторонние шерстяные, хлопковые или льняные полотна, используемые в качестве покрытий на пол и стены, занавесок, скатертей, накидок для верблюдов или ослов.
  • Лады — не только служили для декора, но и применялись как обереги. Небольшие коврики ткали из шерстяных, хлопковых или шёлковых нитей по простой технике плетения «кечиртме».
  • Шадда одноцветные, клетчатые или сюжетные полотна. Их ткали из шерсти, хлопка и шёлка. Более толстыми изделиями укрывали пол и стены. А тонкие применялись в качестве скатертей или материи для пошива верхней одежды.
  • Верни — их чаще ткут из шерсти и используют как красивый занавес в палатках. Основа и уток здесь дополнены третьей узорообразующей нитью, идущей узором по лицевой стороне. 
  • Зили — знакомы многим по образу ритуальных ковров «намазлыг». Для их изготовления используются шерстяные, шёлковые и хлопковые нити.
  • Сумах — этот ковёр обычно делают из шерсти или шёлка. Он имеет оригинальную фактуру благодаря особым косым стежкам, формирующим узор колоса или ёлочки по всему полотну. В зависимости от размера сумахи используют для покрытия стен и полов или как ритуальные коврики.

Ворсовые азербайджанские ковры также представлены множеством цветов. В них раскрывается всё богатство и красота восточных орнаментов. Для воплощения схем в узорах ворсовых ковров мастера применяют технику «тюркбаф», при которой ворсовый узел накладывают на каждые две нити ковровой основы с большой плотностью. Количество доходит до 4900 штук на 1 квадратный дециметр.

В Азербайджане существует семь школ ковроткачества. Мастера каждой из них используют свою оригинальную технику и создают изделия, узнаваемые по орнаменту. В зависимости от того, представитель какой школы трудился над полотном, выделяют:

  • Бакинские ковры, отличающиеся тонкостью узоров, яркостью цветов и мягкостью ворса. В центре композиции — геометрические фигуры и растительные элементы. Изюминка узора заключается в характерной кривизне линий.
Бакинская школа
  • Кубинские ковры имеют тонкую выделку. Их отличает сложный орнамент из геометрических и цветочных узоров, контрастно выделяющихся на красном или синем фоне.
  • Ширванские ковры — небольшие шерстяные полотна с шикарной художественной отделкой. Плотные узлы из нитей разных цветов выстраиваются в необычный и очень яркий рисунок, включающий множество точно проработанных мелких деталей.
  • Гянджинские ковры ткутся из нитей контрастных цветов: синих, тёмно-синих и красных. В центре узорной композиции — восьмиугольники или три медальона, расположенные продольно на полотне.
Гянджинская школа
  • Газахские (включая Борчалинские) ковры ткут из грубой шерсти. Для орнамента характерны медальоны или квадраты разных размеров в центральной части. Среди используемых цветов преобладают красный, синий и оттенок слоновой кости.
  • Карабахские ковры поражают яркостью и сложностью своих узоров. Орнаментом и цветом они напоминают не менее знаменитые персидские изделия.
  • Тебризские ковры легко узнать по тонкому и богатому растительному узору, покрывающему всю поверхность. Все используемые цвета гармонично сочетаются друг с другом, образуя мягкий рисунок.

Азербайджанские ковры хранят в себе историю, быт и культуру своего народа. Их сложно назвать обычными предметами для украшения интерьера.

Азербайджанский национальный музей ковра

На некоторых коврах можно увидеть не просто орнамент, а целые картины с определённым сюжетом. Лучшие экземпляры представлены в национальном азербайджанском музее ковра. Он был создан ещё в 1967 году. Относительно недавно экспозиция музея была перенесена в новое здание, украсившее территорию Приморского парка. Оно построено по проекту австрийского архитектора Франца Янса и имеет форму разворачивающегося ковра. Оригинальный внешний вид нового музея, а также богатство и разнообразие его экспонатов сделали это место самым популярным среди туристов.

В экспозиции музея сегодня представлено более 15 тысяч экспонатов. Среди них — великолепные ковры, образцы национальных нарядов, керамических предметов быта и ювелирных украшений. Количество экспонатов регулярно пополняется. С 2016 года по указу президента страны работники музея под руководством его директора Ширин Меликовой разыскивают по всему миру лучшие образцы азербайджанских ковровых изделий XVII−XVIII веков, выкупая их на аукционах или из частных коллекций. 

Сохранности экспонатов уделяется особенное внимание. Для этого в музее работают специалисты-консерваторы, обеспечивающие условия, при которых текстиль и ковровые изделия не теряют качества привлекательности. Хранят здесь и старинные традиции. Для этого создан отдел, в котором трудятся 15 мастериц. Они регулярно проводят мастер-классы, на которых перенять первоначальные азы ковроткачества могут все желающие.

В Азербайджане ковровые изделия считаются достоянием национальной культуры. Каждый узор несёт в себе определённую информацию для потомков. Интерес к азербайджанским коврам не угасает. И сегодня они — желанный экспонат для коллекционеров и искусствоведов.

 

Статьи
Поделиться:

Подбор тура







    Подобрать тур

    Место для рекламы

    Подбор тура

    Лучший способ спланировать свой отдых