Азим Азимзаде
художник
Азим Азимзаде родился 25 апреля (7 мая) 1880 года в селении Новханы Бакинского уезда. Его отец, Аслан, был бедным рабочим-нефтяником, из-за чего он не смог дать сыну возможность получить художественное образование. Азим обучался самостоятельно.
В восьмилетнем возрасте отец отдал Азима в моллахану. В школе при мечети мальчик обучался чтению Корана на арабском языке. Но тяга к рисованию у него не пропадала.
После четырёх лет учёбы в моллахане Азимзаде стал учеником трёхклассной русско-азербайджанской (русско-татарской) школы. Азимзаде продолжал рисовать. И его работы не остались незамеченными у учителей.
Получив начальное образование, Азиму пришлось бросить учёбу. Из-за тяжёлого материального положения семьи мальчик с ранних лет начал работать. Но в свободное время он продолжал заниматься самообразованием. Азимзаде рисовал, изучал русский, иранский языки и литературу.
В 1906 году талантливый художник-самоучка начал публиковать в журналах свои работы. Это были рисунки социальной и политической тематики. Так Азимзаде положил начало азербайджанской сатирической графике. Художник активно участвовал в революции. Он заведовал отделом культуры наркомата просвещения Азербайджана.
Азимзаде отличался многогранностью творчества. В послереволюционный период он занимался в основном книжной и станковой графикой. Наследие художника состоит из станковых листов, сатирических журнальных и газетных рисунков, книжных иллюстраций, эскизов костюмов и декораций, политических карикатур и плакатов. Последние являются важной областью в творчестве Азимзаде. Свои плакаты он посвящал в основном антирелигиозной тематике, беря за основу образов конкретные персонажи эпохи, в которой жил.
В первой половине 1920-х годов Азимзаде занимался оформлением спектаклей: «Колесо фортуны» С. Ахундова и «Саботажники» Ордубади для Сатир-агиттеатра, эскизы костюмов для пьес «В 1905 году» Д. Джаббарлы и «Шейх Санан» Г. Джавида для Азербайджанского драматического театра. Творчество Художника имело большое значение в развитии азербайджанской театральной живописи.
Центральное место в творческом наследии Азимзаде занимают карикатуры. После революции он начал плодотворно сотрудничать с возобновившим свою работу в Баку в 1922 году журналом «Моллы Насреддина». Вскоре Азимзаде получил должность главного художника издания, а его зарисовки и карикатуры занимали основное место среди публикаций.
Творчеству художника принадлежат 56 цветных литографий, используемых в оформлении собрания сочинений народного поэта М. А. Сабира «Хоп-хоп наме». В рисунках Азимзаде раскрыл идейную сущность произведения поэта. Они отображают негативное отношение автора к социальной несправедливости и угнетению трудящихся, к мракобесию.
Рисунками Азимзаде проиллюстрированы рассказы «Авось и возвратят» Дж. Мамедкулизаде, «Мои олени» А. Ахвердиева, «Святилище» Н. Нариманова, книга «Старый Баку» Г. К. Сарабского и другие литературные произведения.
В 1927 году Азимзаде оформил красочными иллюстрациями детские сказки в стихах «Буйный вол» Г. К. Санылы. В 1937 году вышел альбом «Тени прошлого», на разворотах которого располагались 26 рисунков художника. Работы были посвящены сценам из жизни провинциального капиталистического города, в котором сохранились феодальные отношения.
В 1930-х годах Азимзаде уделяет особенное внимание станковым сюжетно-тематическим сериям. К лучшими его работам относят листы из серии «Сцены старого быта»: «Рамазан у богатых», «Рамазан у бедных», «Свадьба у богатых», «Свадьба у бедных», «Травля собак», «Родилась дочь», «Покупка жены», «Старая и новая жены», «Избиение жены мужем» и другие.
В Великую Отечественную войну Азимзаде активно участвовал в создании плакатов для боевой политической агитации. В тандеме с ним работали такие поэты и писатели, как С. Рахман, Ю. Фидлер, Г. Строганов, М. Сеидзаде и другие. За 2 года войны художник создал более 50 карикатур, среди которых особенно выделялись рисунки антифашистской тематики: «Лев и котенок», «Лик фашизма», «Трофеи фюрера», «Мания величия», «Битые карты», «Цепные собаки империализма», «Тени варваров», «Волк — волку», «Неминуемые гости фашистской Германии» и другие.
Даже во время войны Азимзаде не бросал работу в области книжной графики. В 1942 году появились его яркие иллюстрации к народной сказке «Хоруз» («Петух»), рассказывающей о жизнелюбивом петухе, одержавшем победу над шахом.
А. Азимзаде умер в 1943 году, не дожив до великой Победы.
С 1923 года легендарный художник являлся членом ВКП(б). В 1927 году Азимзаде был удостоен звания народного художника Азербайджанской ССР. Есть мнение, что Азимзаде не подвергался политическим репрессиям благодаря покровительству первого секретаря ЦК КП Азербайджана Мирджафара Багирова, который был поклонником его творчества.
В память о художнике в Баку работает дом-музей его имени. В честь него названа улица в столице Азербайджана и Азербайджанское художественное училище, в котором с 1920 года и до конца своих дней он преподавал, а с 1932 по 1937 год занимал должность директора.
В 2002 году в Баку в сквере около Дворца Республики появился памятник А. Азимзаде. А в 2011 году его перенесли в Ичери-Шехер.
Всего комментариев: 0