Мирза Таирзаде (Мирза Алекпер Сабир)

18 января, 2022
Дата рождения:
30.05.1862
Место рождения:
Шемахы, Бакинская губерния
Дата смерти:
12.07.1911
Место погребения:
кладбище «Едди Гюмбез» («Семь куполов») в Шемахе
Карьера:

поэт, сатирик

Мирза Алекпер Зейналабдин оглы Таирзаде − азербайджанский поэт и сатирик начала 20 века. Он родился 30 мая 1862 года в Шемахе. Отец поэта был мелким торговцем.

Мирза Алекпер Зейналабдин оглы Таирзаде творил под несколькими псевдонимами. Но именно имя «Сабир», означающее «терпеливый», стало основным для поэта.

Получать образование Сабир начал в духовной школе. В 1874 году перешёл в школу нового типа, открытую известным просветителем, поэтом-сатириком Сеидом Азимом Ширвани. Там будущий поэт обучался общеобразовательным предметам, азербайджанскому и русскому языкам. Именно пребывание в этой школе и знакомство с её основателем Ширвани повлияли на формирование взглядов Сабира. Сеид Азим наставником для юного поэта. Уже в 8 лет Сабир сочинил первое стихотворение.

После двух лет обучения по настоянию отца мальчику пришлось бросить школу, чтобы работать в лавке. Но это занятие угнетало Сабира. В свободное время он занимался самообразованием и поэзией, а Ширвани продолжал помогать ему.
Свой творческий путь Сабир начал с лирических газелей, элегий, хвалебных и траурных стихов, которые писал на заказ. В 1903 году его произведение впервые опубликовали в газете «Шарги-Рус» («Русский Восток»). С 1903 по 1905 год Сабир сотрудничал с газетами и журналами «Дебистан» («Печальная школа»), «Зенбур» («Овод»), «Иршад» («Путеводитель»), «Хагигат» («Истина»), «Хаят» («Жизнь»).

В 23 года поэт отправился в путешествие по Закавказью, Ирану, Ираку и Средней Азии, прикрываясь паломнической поездкой по святым местам. В Ашхабаде он узнаёт о смерти отца. Сабир возвращается в Шемаху, чтобы заботиться о семье. Он живёт в нужде и бедности, а стихи, популярные у народа, вызывают недовольство со стороны духовенства, которое препятствует его творчеству.

В 1900 году началась дружба Сабира с Аббасом Сиххатом − прогрессивно настроенным молодым поэтом, вернувшимся после учёбы за границей в Шемаху. В его доме часто собиралась местная интеллигенция. Аббас Сиххат, впечатлённый талантом Сабира, поддерживал и поощрял его.

В 1903 году в печать идут в основном лирические стихи и элегии поэта. Однако революция 1905 года внесла свои коррективы в творчество Сабира. Теперь его поэзию наполнили политические и гражданские мотивы. Через творчество Сабир выражает идеи национально-освободительного движения в Азербайджане, освещая самые тёмные стороны жизни и быта азербайджанского общества.

В 1905-1910 годах поэт способствовал развитию революции в Иране и Турции, высмеивая в своих стихах режим правления султана Абдул-Гамида и Мохаммед Али Шаха. Реализм, социально-политический лиризм и острая сатира сыграли значимую роль в воспитании молодого поколения.

Первоначальный творческий облик Сабира формировался через сатирический журнал «Молла Насреддин». Поэт активно участвовал в его создании, освещая через свои произведения самые животрепещущие революционные темы, призывая читателей к просвещению, свободе и развитию прогресса. Преследования со стороны духовенства не мешали Сабиру бороться за свои идеи. В это время он публикуется в различных газетах и журналах, используя псевдонимы «Мират», «Фазил», «Аглар-Гюлеген» и др.

Сабир стал автором нового стиля в поэзии. Он писал просто и понятно, сочетая живую народную речь с литературным языком. Таким образом Сабиру удавалось доносить до народных масс смысл трудных внутренних и международных проблем эпохи.

Творчество поэта не соответствовало его основному псевдониму. Гораздо больше ему подходило прозвище «Хоп-хоп», что переводится как «Удод». Своей поэзией Сабир, как птица, пробуждал на рассвете людей и уничтожал вредителей. На страницах книги «Хоп-хоп-наме» впервые в азербайджанской поэзии «заговорили» разные лица, представляющие верхние слои общества: промышленники, заводчики, помещики-беки, служители религии и все те, кто отказывал трудящемуся человеку в его праве на свободу и равенство, счастье и благоденствие.

На страницах «Молла Насреддин» произведения Сабира сопровождались красочными иллюстрациями художника Азима Азимзаде. Журнал получали жители России, Ирана, Афганистана, Египта, Индии и других стран. За идейную зрелость в сочетании с большим талантом поэт Назым Хикмет называл Сабира выдающимся поэтом эпохи.

Поэт призывал к просвещению, раскрепощению женщин, к свободе слова. Его социальные сатиры «А что нам?», «Плач», «Попрошайка», «Что мне за дело?», «Жалоба старика» и другие отражали вопрос неравенства в обществе. Эти стихи призывали трудящихся бороться за свои попранные права.

Некоторые свои произведения Сабир писал совместно с Джалилом Мамедкулизаде. Вместе с передовыми писателями он создал новую сатирическую школу в азербайджанской литературе реалистического направления.
Мирза Алекпер Сабир умер 12 июля 1911 года. Его похоронили у подножия холма на кладбище «Едди Гюмбез» («Семь куполов») в Шемахе.

В память о жизни и творчестве Сабира написаны роман, пьеса, литературоведческие статьи и очерки, монографии, а его произведения переведены на многие языки мира.

Искусство Краткая справка
Поделиться:

Подбор тура







    Подобрать тур

    Место для рекламы

    Подбор тура

    Лучший способ спланировать свой отдых