Эльмира Аббаслы: «Азербайджан — это жемчужина. Волшебная, энергетически сильная земля»

28 апреля, 2021

Сегодня у нас в гостях — заслуженный работник культуры, член Союза художников СССР и Азербайджана, член Профессионального союза художников России, бронзовый призёр второй Международной Биеннале фольклорных кукол в г. Кракове, одна из создателей первого частного Музея кукол и национальной одежды при культурном центре «Чешмя» в Баку, дипломант союзных, республиканских и международных выставок, Мастер, Художник, Королева кукол (именно так, с большой буквы) Эльмира Аббаслы.

Куклы для неё — не игрушки, а смысл жизни, отражение внутреннего мира. В каждой из них живёт частичка души автора, тепло рук, доброта сердца. Уникальные куклы преподносятся в дар официальным лицам, высокопоставленным гостям Азербайджана, звёздам шоу-бизнеса, их приобретают для частных коллекций. Встретить работы Эльмиры Аббаслы можно в Китае, Германии, Франции, Японии, Шотландии и других странах.

Мы говорим с Мастером об искусстве, творческих радостях и трудностях — и, конечно, о Родине, на земле которой Эльмира-ханым создаёт своё волшебство. 

Здравствуйте, Эльмира-ханым! Ваши работы невероятно добрые, тёплые, искренние. Их даже куклами назвать сложно — вот-вот оживут. Расскажите, с чего всё началось? Вы учились на художника-декоратора, или Ваш путь сперва имел другое направление? Почему именно изготовление кукол стало Вашим хобби, которое затем переросло в смысл жизни?

Я считаю, что бабушка — мамина мама — это человек, который осветил мой дальнейший путь. Бабушка для меня — всегда особая тема. В своих работах я люблю отражать характер людей того времени. Всё-таки люди были несколько другими. Очень открытыми.

В нашем трёхэтажном доме не запирались двери. После революции в него заселили людей из разных концов России, Ирана. Времена были смутные, недвижимость отнимали. Бабушке оставили квартиру на последнем этаже, а на остальных расселили беженцев.

В моё время все эти люди уже много лет жили в доме одной большой дружной семьёй. Заходишь во двор — пока поднимешься на свой третий этаж, со всеми поздороваешься. На Пасху русские делали куличи и угощали меня. Атмосфера была бесподобной. Когда бабушка готовила плов, она обязательно раздавала его соседям.

Была у меня там и моя «Арина Родионовна» — русская бабушка. Эта одинокая старушка занималась со мной, разговаривала на русском языке. Я больше русскоязычная. С родной бабушкой мы говорили на азербайджанском. Все они лелеяли меня, воспитывали. А я впитывала эту интересную, волшебную атмосферу.

В нашем старом городе, Ичери-Шехер, снимались самые знаменитые фильмы: «Бриллиантовая рука», «Человек-амфибия» и другие. Я помню, как устанавливали декорации, помню актёров. Всё казалось волшебством. Видимо, это тоже сыграло свою роль в моём дальнейшем становлении.

Потом — окончание школы, поступление в институт. У меня нет специального образования. Может, это и хорошо: никто не навязывал мне свой вкус. Когда человек специально учится, ему нужно потом забыть всё, сохранив опыт, и найти себя. А я себя и не теряла. Мне нравилось постепенно открывать знания внутри себя. Тогда не было интернета, не у кого было подсмотреть. Всё было закрыто. А у меня это шло изнутри. Вот что главное. Внутри нас — космос. Мы и поэты, и писатели, и художники, и творцы. Открыв дверь внутрь, находишь бесценное сокровище. Моё мировоззрение и восприятие постепенно изменились в лучшую сторону. Я поняла: это не я создаю произведения, это мои произведения создают меня. Помогают мне открывать саму себя.

Франция. Париж. Выставка по государственной линии

Я училась в институте на географическом факультете. Уже тогда мне был свойствен романтизм. Я всегда любила путешествовать, знакомиться с новыми городами. Душа просила необычного, нестандартного. Не хотелось привязываться к чему-то одному.

Уже в 14–15 лет я шила себе вещи, создавала интересные поделки. Затем я рано вышла замуж, родила первую дочь. В то время у меня начало зреть желание делать что-то своими руками. С этого времени у меня началось постепенное развитие: «степ-бай-степ», никаких скачков.

Я всё время что-то создавала: знала, что не могу без этого. Уложила спать первого ребёнка — и за работу. Ведь всё время некогда, день пролетает, а творческая энергия ищет выхода. Я начала делать мягкие игрушки — в то время таких не было. Потом устроилась художником-модельером на фабрику игрушек, на экспериментальный участок. Уже тогда мне доверили такую работу, и я отлично справлялась с ней.

Через некоторое время мне стало скучно: игрушки внедрялись в производство медленно, а творческая сила «рвала» меня вперёд. Поэтому спустя два-три года я сменила деятельность. Лет десять преподавала детям: вела кружки по искусству. Мы делали очень интересные вещи. Но и этого мне было мало.

Потом я работала в Азербайджанском театре марионеток. Это было в 90-е годы. Там мы делали сложных кукол. Ставили спектакль по одному классическому произведению Узеира Гаджибекова «Аршин мал алан», я участвовала в его создании. Года три проработала. Затем мне стало мало и этого.

Творчество само направляло мой путь. Я всё время искала что-то новое. Будучи в положении, поехала с письмом в театр Образцова. Просто посмотреть, познакомиться, узнать, как делают кукол. Сергей Образцов — приятный человек, принял меня радушно. Мы прошлись по цехам, я посмотрела, как создавались куклы, освоила технику. Вернулась в Баку, повторила, чтобы не забыть, но для себя решила: этим путём не пойду. Я должна найти свой способ создавать лица, руки, образы кукол.

У нас в Баку в 1983 году проходил Международный симпозиум по искусству восточных ковров. Меня попросили сделать для гостей сувенирных кукол в национальных одеждах — они должны были отображать азербайджанский дух. С этого момента куклы меня затянули. Я поняла: нужно учиться. Стала ходить по фондам музеев, присматриваться.

В 1987 году я участвовала в персональной выставке в Хельсинки. В 1988 году меня приняли в Союз художников. У меня уже был свой собственный способ создания кукол, первые работы я делала по классическим произведениям.

Здесь я приближаюсь к своей первой работе «Бабушка», посвящённой моей бабушке — и не только моей. Это собирательный образ всех бабушек Старого города. Я была приглашена для участия во II Международной Биеннале фольклорных кукол в Кракове и одна симпатичная женщина в жюри сказала мне: «Эльмира, ваша “Бабушка” должна была занять первое место, потому что она необыкновенная, характерная. Вроде бы текстиль, а сидела как живая. Это что-то новое! Но из политических соображений первое место отдали норвежским художникам. Второе место, так как это всё в Польше проходит, отдали Польше. Ну и третье, естественно, ваше. Но считайте, что это первое». Всё равно я была рада. Когда мне вручали бронзовую награду «Перо павлина», звучал наш гимн. Это было очень торжественно.

После этого я преподавала в детской картинной галерее, вела кружок, работала в театре. И только потом ушла в свободное плавание, потому что поняла: времени физически не хватает. Тогда у меня уже родилась вторая дочь. Я сама сейчас не знаю, как умудрялась всё успевать.

Расскажите подробнее о своей первой кукле. Как она была создана, где она сейчас?

Фрагмент работы «Бабушка»

Моей первой текстильной работой была «Бабушка». Очень колоритная. Сейчас она в разобранном состоянии, ждёт реставрации. Ей очень-очень много лет. Я использовала технику гурама: из кусочков ткани собирается полотно. Бабушка делала это своими руками, и у нас сохранился кусочек её ткани. На его фоне я и сделала «Бабушку». Она сидит, положив голову на руку, рядом — много-много подушечек. Раньше бабушки собирали драгоценности и просто милые вещицы в сундуки, узелки из ткани. Всё это я показала в своей работе. Поэтому она очень понравилась жюри в Кракове.

Какие материалы Вы используете в работе? Где происходит таинство рождения куклы?

Мои материалы собирались годами. Раньше, в 80-е, с этим было сложно. Знакомые приносили ткани, говорили, мол, вот, Эльмира, держи кусочки от того, от этого. Я думала: «Боже, вся моя работа зависит от лоскутков, которые мне отдают». Сейчас, слава богу, уже много лет всё совершенно не так.

Какие материалы я использую? Всё, от минус бесконечности до плюс бесконечности. Я сейчас работаю в разных направлениях, пробую всё, познаю себя. Это и куклы, и композиции, и волшебные шкатулки. Поэтому сейчас мне понятен язык любого материала: дерева, металла, ткани, понимаю, как они себя ведут. Здесь целый мир: что с чем и как соединить, чтобы получить желаемое. Но на первом месте — всегда качество.

К началу двухтысячных я поняла, что расту внутрь себя, а надо бы и вширь. У меня не было своей мастерской, я работала дома, в стеснённых условиях и испытывала некоторые трудности. Но это не удерживало меня. Я всегда тратила много энергии и получала ещё больше. Благодаря тому, что я изучила характер материалов, у меня появился большой арсенал.

Сейчас у меня огромное хозяйство. Его не вмещает моя квартира. Все прошедшие годы мне приходилось арендовать помещения, где удобно хранить материалы. Сейчас у меня две мастерские. Одна — дома: это удобно, не надо никуда уходить. Она совсем маленькая, но очень выручает. Ещё есть арендованное помещение. Там я всё храню и выполняю более сложную работу: распилить дерево, разрезать что-то.

В старой мастерской

Вы трудитесь одна, или есть помощники? Сколько времени у Вас уходит на создание одной куклы?

Я обучаю и девочек, и мальчиков. Они «протекают» через мою мастерскую рекой. Это естественный процесс. Пришли, работали, учились год-два. Потом у них в жизни происходили какие-то события, и они уходили. Приходили новые. Я многих обучила шитью.

По времени создания всё индивидуально. Иногда 2–3 работы делаю параллельно. От одной куклы отвлекаюсь, переключаюсь на другую. Так проходит 3–5 месяцев: что-то завершается, что-то в процессе. Или делаю упор на одну работу и тружусь над ней. Например, «Фаворитка султана» рождалась в течение года, постепенно. Создание «Белой верблюдицы» заняло несколько лет. Обдумывала детали, а в это время делала что-то другое. Мне как-то сказали, что я — как дирижёр симфонического оркестра. Дирижирую своими работами.

«Фаворитка султана»

Что самое сложное в Вашей работе? Какие трудности встречали на пути?

Из трудностей — отсутствие собственной просторной мастерской, а ещё — невозможность найти помощника на долгое время. Жизнь течёт: кто замуж выходит, кто ребёнка рожает, кто переезжает. Когда притираешься к человеку, это очень помогает: вы начинаете понимать друг друга с полуслова. А уходит человек — и всё будто обваливается. Приходится учить очередного новичка заново.

Что касается мастерской — я всегда переживала из-за того, что нет подходящего мне пространства. Буквально пару лет назад государство выделило мне помещение. Я стараюсь улучшать его, чтобы моя работа двигалась дальше, выше. Сейчас я дозрела до собственной галереи. Чтобы люди могли приходить туда каждый день, видеть работы воочию, чтобы я могла рассказать им, как рождаются мои произведения.

Лучшее место, где я выставляюсь на сегодняшний день, — Центр Гейдара Алиева. Это огромное здание, там одновременно проходит много выставок и других мероприятий. На третьем этаже центра выделен зал для постоянной выставки авторских кукол. Там есть куклы множества художников из разных стран — целая коллекция. В зале около 30 моих работ. Это выставка «Кукла в искусстве», она идёт уже 3–4 года. Я горда тем, что мои произведения там экспонируются.

Знаете, я люблю общаться с людьми. Все наши беседы сводятся к духовному, мы уходим от материального.

С 1998 года что-то изменилось во мне, я почувствовала в себе  “интересные” вспышки в своём сознании. Это всё вылилось в необычные стихи.

Мы слишком углубились в земное, материальный мир затягивает нас. Но необходимо «подниматься» на другие уровни сознания. Скажу лично про себя: у меня обострились и интуиция, и ясновидение. Сейчас я чувствую людей лучше, тоньше. Не подумайте, что я много на себя беру: говорят, если вы понимаете философию Лао-цзы, то вы сами и есть Лао-цзы. Эта философия стала мне понятна, я стала воспринимать этот мир в соответствии с ней. Теперь я иначе смотрю на все произведения, которые создаю. В работах мне хочется выразить свои внутренние ощущения.

Ваши работы полны символизма, собственной философии. Расскажите, когда вы начали творить в этом направлении, какие работы можете выделить?

Где-то в 2004–2005 году пошли философские работы. Тогда меня стали называть основоположником авторской куклы. До меня кукол делали, и талантливо. Но этих людей сейчас нет, царствие им небесное. Они внесли свой вклад, однако надо было идти дальше. Созревая внутренне, я стала отражать своё мировоззрение и мировосприятие через свои произведения.

Я поняла, что художник — это звание. Не просто «делай, а там — кто поймёт, кто — нет». Это большая ответственность — художник должен передать БОЖЕСТВЕННЫЙ СВЕТ в своих работах.

В 2005 году у меня родилась работа «БЕЛАЯ ВЕРБЛЮДИЦА». Это олицетворение БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ, которая приходит на землю, приносит новое рождение. Обычными материалами трудно показать глубокие мысли. Но у меня получилось. То есть не совсем у меня — моими руками, душой и сердцем творит сама БОЖЕСТВЕННАЯ ЭНЕРГИЯ.

«Белая верблюдица»

«БЕЛАЯ ВЕРБЛЮДИЦА» имела огромный успех. Мы фотографировали все серьёзные работы в студии с художником-фотографом. Это была профессиональная съёмка. Потом фотографии печатались. Так что у меня есть огромный архив.

Создавалось много материалов. Я давала интервью для глянцевых журналов. Однажды работу «БЕЛАЯ ВЕРБЛЮДИЦА» опубликовали в журнале, который реализовывался только в самолётах. И вот ко мне приходит иностранка. Говорит, что летела в самолёте и ей попал в руки этот журнал. Она вырезала из журнала фотографию образа одного из «проводников вечности», которые стоят рядом с верблюдицей. Это был мистический образ. Его лицо произвело на неё огромное впечатление, она просто трепетала: «Какое счастье, что я вас вижу! Как вообще это можно было создать? Такой дух в этом лице, в образе. Я просто не могла успокоиться, думала, как вас найти!» И такое случалось не раз.

Потом были другие интересные события. У меня родилась ещё одна сложная философская работа. Её основной стал корпус старинных французских часов. Эти часы были без циферблата. Только корпус без времени, и всё. Когда он мне попался, пришла потрясающая мысль.

Я сделала наверху, в корпусе, «космический чердачок»: символами показала всё, к чему человечество стремится на земле. Это звания, почёт, лестницы, подъёмы, развлечения. Весь корпус как будто золотой. Слева и справа — две фигуры. Одна из них держится за колокол. Это аскет, который отказался от всего земного, ведёт правильную жизнь. Другой — напротив — весь в поварёшках: и покушать, и приготовить любит. Всё это застыло в золоте. Почему в золоте? Потому что земная жизнь ценна, но конечна. А что в центре? Голубое небо вместо циферблата. Я сделала коллаж из многих кусочков ткани. На фоне этих часов стоит часовщик, мудрец. Он одет в придворные одежды, весь в часах: и в карманах часы, и на руках.

«Часовщик и ВРЕМЯ»

Окончательная мысль такова: всё земное конечно, а НЕБО — ДУХ — бесконечно, ведь это и есть настоящая РЕАЛЬНОСТЬ. Работа получила философскую трактовку:

«Великим мудрецам подвластно время,

Понявшим, что в БЕЗВРЕМЕНЬЕ оно.

Да, он МУДРЕЦ, тот, кто часы земные укрощает

В РЕАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ НЕБЕС».

Мы понимаем ценность нашей жизни, но есть нечто помимо неё, БОЛЬШЕЕ, ДУХОВНОЕ, БОЖЕСТВЕННОЕ.

Эта моя работа тоже имела большой успех. Не раз выставлялась. У меня была персональная выставка в Австрии. Там ко мне подходили, спрашивали, можно ли обнять за такие потрясающие работы. Мне было очень приятно, я чувствовала, что нахожусь на правильном Пути: познаю и выражаю себя, свой внутренний контакт с божественным. Происходило чудо: произведения влияли на людей положительно, посетители напитывались их энергией. Думаю, это лучшее, что может произойти с человеком.

Чем вдохновляетесь при создании очередного шедевра?

Реакцией людей. Шедевры это или нет — время покажет. Но отношение людей даёт мне понять, что в моих творениях заложена позитивная, «высокая» энергия. Если художник счастлив и радостен внутри, если он рождает работу в состоянии радости, удовольствия, произведение несёт эти чувства, становится «гармонизатором». Оно может привлекать зрителей годами.

Люди смотрят на него и начинают меняться внутри. Кого-то такая работа мотивирует создать что-то — пусть не куклу, не композицию, но нечто творческое. Человек вдохновился. А это — ключ к его душе. Поэтому я смотрю на свои работы иначе. Я хочу, чтобы у меня была своя галерея. Чтобы я не зависела ни от чьего мнения, выставляла бы что хотела. Была бы хозяйкой, могла бы объяснять людям свои работы, рассказывать. В этой галерее проходили бы наши лекции о высоком. Искусство должно служить людям.

Я знакомлюсь с работами других авторов. Знаете, есть хорошие, ДУХОВНЫЕ, а есть такие, которые несут разрушение. Может, художник работал в плохом настроении. А может, хотел передать, как у него болит душа.

Каждый человек имеет право на своё мнение. Моё — таково: когда Душа правильно воспринимает этот мир, радуется, и художник отражает свою радость и счастье в работе. Произведение начинает «работать» на весь мир. И это передаётся зрителю. Он радуется.

Или завидует. Это неприятно, но тоже бывает. В кого-то вселяется радость, в кого-то — зависть. Но такое мне неинтересно. Главное — идти вперёд и делать своё дело.

Я занимаюсь созданием авторских кукол более 35 лет и повсюду получаю одну оценку от зрителей — восторг. Спрашиваю, какова причина. Отвечают, что мои куклы как живые.

Композиция «Муза»

Сейчас модным материалом для создания авторских кукол служит силикон, с помощью которого можно гипернатурально передать объект. Смотришь на лицо и думаешь: человек. А я не люблю очень сильно натурализирвать. Ведь тогда получается, что людей привлекает не работа, а технология. Удивляются не образу, а тому, как он сделан. А важно, чтобы человек понимал: да, это кукла, но ведь — как живая. В ней есть душа. В этом соль мастерства. Зритель должен восторгаться не технологией создания, а искусством.

Вы увлекаетесь чем-то помимо кукол?

Это уже даже не куклы. Их так не назовёшь. Я не знаю, что это. Они живут своей жизнью, у них своя судьба. Могу рассказать массу историй.

Например, у меня есть работа «Шах и Шахерезада». Что я хотела сказать ею? Шахерезада — это мудрость, женская энергия, которая рождает нечто хорошее. Знаете историю «Тысяча и одной ночи»? Там Шах был поглощён тьмой, а Шахерезада по ночам рассказывала ему свои мудрые сказки и постепенно смогла увести его, оторвать от этой тьмы. Она открыла ему СВЕТ. СВЕТ её мудрости освободил Шаха из плена тьмы.

«Шах и Шахерезада»

Вот эта работа. Они сидят вдвоём. У Шахерезады в руках кеманча — струнный музыкальный инструмент. Она в одеждах чёрного цвета, но в серебре. Шах — в тёмно-синих тонах. Я намеренно показала их сказочными. На голове Шахерезады огромная чалма. На ней целая композиция: наш старый город Ичери-Шехер и волшебная птица Рух, которая обняла крыльями этот город. Птица — это символ свободы. Там есть и лесенка – символ подъёма.

Для меня материальный мир – это мир символов, за которыми я вижу БОЖЕСТВЕННУЮ суть. Мы должны нести свой Дух в мир, ведь Господь вселил свою искру в человека, сделал его подобным себе, чтобы он со-творил. Человек в мире символов должен одухотворять их.

Итак, у Шахерезады на чалме лесенка. Месяц сверкает, потому что она рассказывает сказки ночью. Здесь есть и элементы из наших, азербайджанских, сказок: три яблока — философский смысл, башмачок — символ ходьбы, «идти по жизни». Эти символы собраны у неё в чалме. Фантастика! Я получила огромное удовольствие, когда создавала эту работу.

Как показать, что Шах уже освободился из плена тьмы? Его величественная поза говорит об уверенности в себе. Ещё здесь присутствуют две птички — красивые, яркие. Одна села на чалму, другая — на колени. Это символы СВОБОДЫ.

Мистика в том, что как-то московские коллекционеры сначала попросили сделать для них Шахерезаду. Потом — Шаха. Теперь существует две пары. Одна здесь, другая в Москве. Они живут своей жизнью, посылают мне весточки: ваша работа здесь, было то-то. Это очень интересно. В этом плане я отпустила всё и отдалась на волю БОЖЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГИИ.

Помимо кукол я люблю создавать бижутерию из ткани. Я вообще люблю сам этот материал — ткань. Мне нравится показывать разнообразие характера ткани и что можно творить из неё. У меня огромный арсенал материалов: это и хрусталики, и камешки, и бисер, и бусины, и фантастические ткани. Я собирала его долгие годы: постепенно покупала, собирала эту коллекцию. Сейчас все дороги закрыты, а мне есть с чем работать, ведь у меня немалые запасы.

«Волшебные башмаки»

Это цветочные композиции — большие, красивые, из искусственных цветов. Зимой цветов мало, а эти композиции так радуют! Люблю делать дамские аксессуары. У меня есть красивые палантины ручной работы. Шкатулки. Шкатулка для меня — особый предмет. Самое ценное в ней — пустота внутри. Снаружи она нарядная, красивая, а внутри — ничего. Чем заполните — вам решать.

У меня был помощник, которого я научила пилить, строгать, работать лагундой. Закупили металлические аксессуары, много дерева, высушили и руками помощника я создала уникальные скамейки и этажерки в стиле лофт. Почти за 2 года такой работы собралась целая коллекция интересных изделий из дерева.

Мне нравится всё, что можно делать руками. Дизайн в квартире — тоже мой, сама всё строила, делала на даче. Вот чем я увлекаюсь: это не куклы, но тоже творчество.

Расскажите немного о себе. Где, в какой семье родились, кем мечтали стать в детстве?

Я родилась в чудесном, красивом городе, в сердце Баку. В месте с историческими корнями, древней историей и культурой — в чудесном старом городе Ичери-Шехер. Название буквально переводится как «Внутренний город».

Моё детство проходило среди интересных, добрых людей. Все мои предки по маминой линии родились, жили, творили, работали в этом городе.

Сейчас я очень счастлива, что моим воспитанием занималась бабушка. Именно сейчас: раньше я этого не знала. Я от души, серьёзно, с большой любовью относилась к бабушке. Она заинтересовывала меня сказками, мудростями. Представьте себе, какие это были годы — 60-е. А бабушка была старожилом. Она очень много знала. И каждый раз, будучи маленькой, я просила её рассказать ту или иную сказку.

Мы жили в старинном доме на главной улице — она называется Большой крепостной. Бабушка рассказывала, сколько родственников — дядь, тёть — жили буквально тут, рукой было подать. Все ходили друг к другу в гости.

Чем старше я становилась, тем больше осознавала, что атмосфера старого города уникальна. Правда, сейчас город меняет облик, становится более современным: наступает Новое время. Но старая добрая атмосфера живёт в сердцах тех, кто помнит, каким был город в те годы. Всё, что остаётся в памяти от детства, рождает тепло в душе. Я выросла в этом городе, впитала в себя эту удивительную, сказочную атмосферу.

Работа «Свекровь» специально для ресторана «Гайнана»

Наш дом для меня до сих пор — будто живое существо. Сейчас в нём находится отель «Бутик». Его посещают туристы. То есть будут посещать, когда дороги вновь откроются. Но для меня этот дом остался чудом. У меня сохранилась фотография его внешнего вида. После революции в нём жили очень интересные люди.

Этот дом принадлежал моему прадеду. Там родились моя мама, я, бабушка, тётя. Для меня это не просто дом — это мой друг. В нём проходили самые счастливые годы моего детства. Я постоянно сбегала от родителей, просилась переночевать у бабушки. А она рассказывала мне потрясающие истории, которые заложили фундамент моего творчества.

В Ваших работах чётко прослеживаются восточные мотивы, у Вас тесная связь с Азербайджаном, его историей, традициями. В каких местах республики Вы уже побывали, куда посоветовали бы отправиться туристам и почему?

Это очень интересный вопрос. Связь действительно тесная. Начну немного издалека.

Город Бухара до сих пор славится своим золотым шитьём. Оно было и у нас, в Азербайджане. Я досконально изучала женский и мужской национальный азербайджанский костюм XIX века, золотое шитьё в музее истории З. Тагиева. Там есть очень интересные экспонаты. Я работала в этнографическом фонде, мне даже показывали ювелирные изделия. Чтобы создать азербайджанский национальный костюм, а он включает и головной убор, и обувь, нужно использовать научные данные.

К 2000 году я создала огромную галерею авторских кукол, показывающую наш национальный костюм. На научной основе, с консультациями этнографов я изучала всё это, а потом применяла знания, чтобы создавать кукол.

Меня очень интересуют характеры и лица людей. Я люблю, будучи на солнце, прикрыв глаза, наблюдать интересные видения. Закроешь глаза — и галереей проходят лица, вращаются в 3D и уходят. При лепке и создании образов мне эти видения очень помогают.

Большая часть моего творчества посвящена культуре и истории моей страны. Я считаю, что человек должен отдать дань почтения земле, на которой родился. Это чувство не отпускало меня. Я говорила в начале, что меня вела какая-то Сила. Я интуитивно чувствовала, что мне нужно делать. Всегда думала, что люди должны это увидеть. А у нас растёт следующее поколение. Пусть дети знают, видят, как и что было. Я изображала период молодости и зрелости моей бабушки. Мне очень нравилось это время.

У нас очень древняя, многонациональная культура, она представлена глубокой историей, прекрасной музыкой, величайшими произведениями искусства. Азербайджан подарил миру выдающихся поэтов, композиторов, музыкантов, художников, учёных. В Азербайджане такие талантливые люди! Не знаю, хватит ли целой жизни, чтобы отразить и показать хоть частичку нашей культуры.

Сама я, конечно же, поездила везде, побывала в районах. В Азербайджане очень много красивых туристических мест. Всё на высочайшем уровне. Отели хорошие. Баку стал красавцем. Я горжусь нашим бульваром, он потрясающий: красивый, изысканный, ухоженный, утопает в цветах. Я знакома с людьми, которые делают эту работу. А природа горных районов, а добрые, гостеприимные люди! Очень интересны пиры — святые места. Есть, например, один из известных пиров – пир Белой верблюдицы.

Азербайджан — это жемчужина. Волшебная, энергетически сильная земля. Когда откроются дороги, поездите, посмотрите. Вы сразу почувствуете атмосферу. Вот, к примеру, наша Гыз Галасы — Девичья башня. Постойте рядом с ней молча, выключив телефон, посмотрите на неё. Это исполин. Она о многом расскажет вам своим молчанием. А сколько в ней мудрости — не передать! Жду хорошей погоды. Уже весна, скоро можно будет опять ездить.

А наше море! Вода в нём — волшебная. Солёная, но не такая, как в других морях. К сожалению, моря загрязняются. Не только у нас — по всему миру. Душа болит за всю Землю.

Азербайджан расцветает. Тут есть что увидеть. И всё на современном уровне: широко шагает Новое время.

Поэтому советую: приезжайте в Азербайджан — попадёте в сказку. Это чудесная страна с невероятно добрыми людьми.

Любите национальную кухню? Что умеете готовить сами? Какие места в Азербайджане посоветуете посетить гостям, где можно отведать традиционные блюда?

Если говорить о нашей азербайджанской кухне, она незабываема. У меня два зятя. Один из них — иностранец, датчанин, он хорошо знает наши блюда. Я люблю готовить и делаю это очень вкусно. Пища получается здоровой энергетически, ведь я готовлю с любовью. Зять-датчанин говорит, что обожает нашу кухню: все мясные блюда, кутабы, долму. А зять-азербайджанец называет мою готовку фантастической!

У нас очень вкусные помидоры, огурцы, другие овощи. Летом — изобилие ягод, арбузов, дынь. Осенью созревают тыквы, яблоки, айва. Одно постепенно перетекает в другое. Я всегда говорю детям: «Это бесподобно, ешьте!» Они сейчас живут в Дубае, там тоже есть все эти продукты, но качество не то. Здесь пища более «живая», натуральная, близкая к земле. Используют меньше пестицидов. В Азербайджане легко найти такую еду и питаться правильно.

А кухня, а рестораны! В Баку есть ресторан-музей «Ширваншах». Он огромен: здесь бесконечно переходишь из кабинета в кабинет, из комнаты в комнату. Всё убранство изумительное: медная посуда, старинные предметы. Там можно изучить историю Азербайджана и одновременно вкусно покушать.

Как бы Вы описали Азербайджан в трёх словах?

Азербайджан не описать в трёх словах. Просто скажу: это страна огней, солнца, запахов нефти. Последнее особенно ощущается, когда спускаешься из самолёта. Это уникальный запах, которого нет нигде. Мы привыкли к нему, он такой родной! Греет душу. Понимаешь, что ты в Азербайджане, когда спускаешься из самолёта. А ещё это страна добрых людей.

Небольшой блиц-опрос.

Если бы Вам запретили заниматься тем, что Вы делаете сейчас, какую новую профессию Вы бы выбрали?

Даже представить не могу, что мне запретили заниматься куклами. Я всё равно делала бы то, что идёт от души. Не могу ничего планировать. Я открылась БОЖЕСТВЕННОЙ ЭНЕРГИИ, она сама меня ведёт, учит. Моя задача — одухотворять всё вокруг.

У меня есть дочери, мы общаемся, у нас прекрасные отношения, я горжусь своими девочками. Есть у меня и внуки, и внучка. Я вижу себя в этих малышах. Особенно в девочке. Думаю: вот она я, снова родилась. Вижу себя в её лице.

С дочерьми

Я бы выбрала творчество. Пусть хотя бы у плиты, в готовке разнообразных блюд. Лишь бы в этом занятии было самовыражение.

Если бы Вы могли жить где угодно, что это было бы за место?

Я очень люблю природу, цветы. Растения для меня — живые существа. Мне и сейчас нравится моё окружение. Если бы я могла и дороги были открыты, я бы ездила по миру. Люблю наш земной шарик, обожаю другие народы — интересно посмотреть, как они живут, поизучать их, набраться новых впечатлений. Очень хочу путешествовать ещё и ещё.

А если бы Вы могли дать совет самой себе в 15 лет, что бы это было?

Мне уже тогда снились потрясающие сны. Я бы посоветовала себе идти по этому пути, познавать себя.

Какую суперспособность Вы хотели бы иметь?

Она у меня уже есть. Для меня суперспособность — это умение одухотворить всё в материальном мире, провести БОЖЕСТВЕННУЮ ЭНЕРГИЮ во всё вокруг, чтобы не осталось ничего тёмного. Потому что, как говорится, нет тьмы, есть отсутствие света. И мы обязаны проводить этот СВЕТ туда, где его нет. Я бы хотела ещё больше развить в себе эту суперспособность.

На один день Вас назначили на вымышленную должность президента мира и дали возможность принять любые три решения. Какие бы решения Вы приняли?

Я считаю, что самый ценный ресурс любой страны — это талантливые люди. Я бы обращала внимание на одарённых личностей, помогала бы им создавать произведения, нести в мир свой свет. Тогда страна шла бы вперёд ещё быстрее, семимильными шагами.

Обращала бы много внимания на развитие культуры. По ней судят о той или иной стране. И, естественно, на экономику. Может, это смешно звучит, но на первом месте были бы люди. Ведь они — самый ценный ресурс.

Дайте добрые напутствия нашим читателям — жителям и гостям Азербайджана.

Я желаю, чтобы люди наполняли свои сердца любовью, радостью. Когда в душе радость, всё получается. Вот моё напутствие. Чтобы горести, страдания остались в прошлом. Чем больше человек светится, тем лучше складывается его жизнь. Попробуйте, и вы увидите, что это работает.

 

Искусство Интервью
Поделиться:

Подбор тура







    Подобрать тур

    Место для рекламы

    Подбор тура

    Лучший способ спланировать свой отдых